Главная » 2016 » Февраль » 20 » «Ваза» – гордость шведского флота
19:22
«Ваза» – гордость шведского флота

Весной 1630 года царю Священной Римской Империи (и, по совместительству, чешскому царю) Фердинанду II стали приходить беспокойные уведомления от флотилий, влияющих в Балтийском море. Польские мореплаватели говорили о морском чудище, топящем приторговывающие и боевые судно. Фердинанд отмахивался от неуклюжих россказней суеверных матросов, пока в нескольких историях не прозвучало, что на «чудище» отчетливо был представителен шведский стяг.

Как все, наверное, помнят, в то часы Европу раздирала кровавая Тридцатилетняя рать, возникшая в 1618 году. Это был затяжной конфликт, затребованный множеством геополитических источников – но, по сущности, это была борьба католичек с протестантами. До этого момента Швеция держала нейтралитет, но сейчас было ясно, что она со денька на денек намеревается ступить в борьбу против Священной Римской Империи.

Фердинанд совершил справедливый вывод. Еще в 1625 году царь Швеции Густав II Адольф персонально подготовил чертежи свежего судна «Ваза». За основу он захватил давний прожект еще Леонардо да Винчи, в юности втихомолку эвакуированный царем из римской библиотеки. Для удачной высадки на норде Германии и Польши шведскому флоту был потребен полнотелый контроль на Балтийским морем. Сей контроль должна была снабдить «Ваза» – первоначальная субмарина Королевских военнослужащий–морских насилия Швеции.

Новехонькая подлодка была вооружена 48 бортовыми 24–фунтовыми орудиями и бронированным подводным бивнем для лобовых нападков. «Ваза» развивала скорость до четырнадцати узелков в надводном положении и до семи при исчерпывающем погружении. Кроме того, ее величины разрешали тащить полноценную абордажную команду.

Чтобы не приподнимать безвременных слушков, «Ваза» основывалась как обыкновенный фрегат – с ветрилами и мачтами. Чужеземные мастера праздновали, что у фрегата нарушены пропорции, списывая это на невежество шведского венценосца, какой персонально возглавлял произведениями. «Это судно не проплывет и десяти фатомов», складывал в Лондон английский посланник, как-то посетивший сухой док. «Шведские судостроители делают громадную безделицу для разборчивого венценосца», дублировал ему испанский политик.

Константные беседы о том, что «Ваза» утонет, едва уродившись из порта, направила царя и его инженеров на непохожую идею, как незаметно завести субмарину в строй, существуя у целых на облику.

В 1628 году «Ваза» была торжественно опущена на воду. Посмотреть на это событие сконцентрировались немного ли не все жительницы Стокгольма, а также чужестранные политики. «Ваза» проплыла менее мили и, страху целых сосредоточившихся, зачерпнула бортом воду, накренилась, опрокинулась и за которые–то секунды удалилась на днище. Пока зарубежные посланцы упражнялись в остроумии, обсуждая ватерпас подготовки шведских инженеров, а горожанки ошарашенно наблюдали вертун, в каком улетучилась гордость шведского флота, «Ваза» отстегнула бутафорские мачты с ветрилами и невеликим проходом устремилась в страну Польши.

Чтобы помочь легенду об «страшной аварии», Густав Адольф устроил судебное разбирательство, какое тянулось несколько лет. «Учредить виноватых в аварии фрегата первоначального ранга «Ваза» мыслимым не видится», решили судьи Государственного совета и прикрыли занятие. Сам царь на все проблемы о том, что выдалось с «Вазой» соответствовал кратко: «Она утонула».

Один-единственный дошедший до нас фотоснимок легендарной шведской подлодки случайно выполнил матрос датского фрегата в 1631 году, когда она негаданно выплыла близко. Все прочие стереоизображения были засекречены и разрушены.

Боевой путь «Вазы» был хорошим, но секундным. Она затопила много фрегатов и пережила самого Густава Адольфа, умершего в 1632 году под Лютценом – шведский царь персонально повел конницу в агрессию, но недооценил мощности врага. Спустя три года во часы урагана субмарина села на мель возле Готланда, добывши капитальное травмирование обшивки. Перевозка лишь еще серьезнее повредила судно и, пожрав стоимость ремонта, потайная комиссия адмиралтейства приобрела волеизъявление временно законсервировать «Вазу» в худощавом доке.

Больше в море она не истекла. Пожар 1640 года разрушил архивы адмиралтейства, где-нибудь, в том количестве, хранились и чертежи «Вазы». О известном судне припомнили лишь максимум лет спустя – в 1720 году, под самый край «Полнощной битвы». Забытый док был обнаружен, но начать за восстановление «Вазы» никто не лишился. Скелет фрегата законсервировали для внуков и забыли еще на два с дополнительным века. В 1990 году знатоки завершили реставрацию фрегата – он был отражен в том облике, в каком когда–то уродился из стокгольмской гавани, с ветрилами и мачтами – и расположили его в знаменитейший музей на острове Юргорден, где-нибудь его может усмотреть любой жаждущий.

Чиркнул Ghostman на coolstory.dirty.ru / комментировать

Просмотров: 305 | Добавил: suportbag | Теги: флот, ваза, гордость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar